Консультация детского невролога. Екатеринбург.
Заданный вопрос
-
09.12.2007ОксанаОгромное спасибо за ответ (29.11.2007).Не могли бы Вы ответить еще на пару вопросов.
Помимо голосового тика,сын жалуется на трудность при вдохе либо при выдохе (причем это зависит от того,кто находится рядом).Это тоже может быть своеобразным тиком? И еще..
Каким образом ставится диагноз-Синдром Туаретта.Знаю,что вопрос мой не очень уместен,потому как врач должен видеть и знать пациента,но в нашем случае,до нас нет никакого дела.Благодаря Вам и таким сайтам,я могу хоть как то представлять ситуацию.У ребенка с 3 лет "бегающий" тик.(это могли быть и плечи,и глазки и хмыканье)До 10 лет особых проблем не было,были большие периоды,когда тик никак не проявлялся,с 10 лет стало хуже,я списываю на переходный возраст.Основной тик - голосовой.Может быть по нескольку дней очень сильно,потом почти его нет,какими волнами.Ощущение,что есть какая то причина в организме.На горло клеим пластырь перцовый,тогда временное улучшение.С этих симптомов ставят синдром Туаретта.Реален ли по этим данным этот синдром?Извините за вопросы.И заранее огромное спасибо. -
Ольга Александровна ЛьвоваУважаемая Оксана! Привожу для Вас специально выдержки из медицинской литературы по синдрому Туретта:
Критерии диагноза синдрома Туретта сформулированы в проекте американской ассоциации «Туретт синдром», а также в DSM-IV:
● дебют заболевания в возрасте до 21 года,
● наличие повторных, непроизвольных, быстрых нецеленаправленных движений, вовлекающих многие мышечные группы (генерализованные моторные тики),
● наличие одного или большего числа вокальных тиков,
● изменеие интенсивности, выраженности симптомов в течение короткого времени, волнообразное течение с наличием обострений и затихания симптомов,
● локализация, количество, частота тяжесть тиков меняются,
● продолжительность симптомов более года,
● симптоматика возникает без связи с интоксикацией психоактивными веществами или в результате известных болезней нервной системы таких как, хорея Гентингтона или вирусный энцефалит.
Основным ядром клинической картины при синдроме Туретта являются:
- тики, чаще носящие генерализованный характер,
- вокализмы,
- нарушение поведения асоциального характера,
- различные ритуальные движения.
Обсессивно-копмульсивный синдром, характеризуется навязчивыми мыслями и принудительными действиями. Обычно он возникает позже и нарушает социальную адаптацию больного. Навязчивые мысли - это мысли и образы, вмешивающиеся в сознание человека, являющиеся непроизвольными и неприятными; например, необоснованные о здоровье членов семьи, страх заражения инфекцией, мысли о вине за несчастье. Принудительные ритуалы (действия) – это навязчивые двигательные акты, которые совершает больной в попытке предотвратить навязчивые мысли и образы, например, ритуалы счета, нескончаемые проверки вещей, частое умывание и мытье рук и другие. В основе навязчивых действий, в отличие от сложных моторных тиков, лежит подсознательная «перестраховка».
Выделяют инфантильную доброкачественную форму синдрома Туретта, для которой характерны следующие признаки:
● аутосомно-доминантный тип наследования по мужской линии;
● дебют в 5-7 лет;
● течение заболевания с ремиссиями;
● самоконтроль гиперкинезов;
● отсутствие стойких обсессивно-компульсивных и когнитивных расстройств;
● регресс после 14-15 лет.
Критерии наследственного синдрома Туретта (В.П. Зыков, 1998г.):
● ранний дебют в 3-5 лет;
●полиморфизм тиков – ретроколлис, сокращение мышц живота, подпрыгивания, приседания, движения в пальцах рук;
● полиморфизм паратиков и ритуалов;
● статусные тики;
● когнитивные расстройства.
Течение синдрома Туретта носит волнообразный характер с периодами улучшения и обострения. У детей может отмечаться улучшение во время каникул. Некоторые пациенты отмечают сезонные колебания интенсивности симптомов, как правило, их уменьшение составляет по времени 1-3 месяца. Прогноз неблагоприятный при появлении агрессивности, копролалии, обсессий и компульсий.
Думаю, что по Вашим подробным описаниям и эффективности препарата ОРАП, диагноз, к сожалению, подтверждается. Думаю, что надо заняться социальной адаптацией ребенка, посиком его места в жизни и восприятием себя с такой болезнью. заадача не простая, но возможная. Удачи!