Среди детских заболеваний, которые нам приходится лечить, заикание (логоневроз) – наиболее часто встречающееся. Огромное количество литературы написано по этому поводу, однако проблема остается актуальной и поныне. В настоящее время во всем мире создаются объединения людей, страдающих этим недугом. Достаточно заглянуть в Интернет, чтобы понять масштабность данной проблемы. По данным международной ассоциации заикающихся, число нуждающихся в квалифицированной помощи составляет 10-12%. Конечно, от заикания никто еще не умер, но это не дает оснований к недооценке серьезности заболевания. Заикающийся человек в большинстве случаев социально дезадаптирован в обществе и внутренне страдает от этого. Если малолетний ребенок еще не ощущает своих комплексов, то, подрастая, он начинает чувствовать дискомфорт в общении со сверстниками. Выпускники школ испытывают трудности при поступлении в вузы, приеме на работу в престижные фирмы. В связи с этим появляются комплексы: замкнутость, неуверенность в себе, что приводит к алкоголизации, употреблению наркотиков, как средствам снятия стрессов и т.д.
Что же такое заикание?
Заикание – это заболевание центральной нервной системы с преимущественным поражением речи. Как правило, родители считают причиной заболевания воздействие внешних факторов (а именно – «собака испугала», «упал», «испуг» и т.д.), не ведая, что причина данного недуга может находиться глубоко в психике ребенка.
В основе заикания лежат два типа «поломок» психики. Первый действительно заключается в воздействии внешних факторов, о чем было сказано ранее. Сюда можно отнести внезапную разлуку с родителями, дисгармоничные отношения в семье – отец или мать страдают хроническим алкоголизмом, грубое отношение к ребенку окружающих – то есть любая длительная психотравматизация может привести ребенка к невротическому заиканию.
К этому же типу можно отнести и непомерные требования в семье, избыточные информационные перегрузки. Иногда ребенок начинает подражать старшим, которые заикаются или срабатывает фактор наследственности (заикается один из родителей).
Вторая группа речевых расстройств обусловлена поражением мозговых структур (речедвигательный центр) различного происхождения. Это травмы при родах, обвитие пуповиной плода, болезни матери в период беременности (грипп, ОРВИ), алкоголизация и курение. И как следствие всего этого, помимо непосредственного повреждения нервной ткани мозга ребенка, также нарушается кровообращение плода. Способствует речевым расстройствам наличие гипертензионного синдрома (повышенного внутричерепного давления).
Очень много факторов участвует в появлении этого недуга. Причины разные, но объединяют их признаки заболевания: нарушается плавность речи, ритма и темпа, связанные судорогами мышц, принимающих участие в воспроизведении слов. Иногда родители недооценивают это, считая, что все пройдет с возрастом. Причем иногда сами врачи дезинформируют родителей, стараются убедить их в том же. К сожалению, это в корне неверно, т.к. с каждым годом, с каждым возрастным периодом будет деформироваться, изменяться психика ребенка, появятся комплексы неполноценности, затруднится общение со сверстниками, будут нарастать замкнутость и возбудимость. В результате, с каждым годом все труднее оказывать помощь таким пациентам. Несомненно, когда заикание уже сформировано, не составляет труда понять, что налицо дефект речи, но на ранних стадиях бывает порой трудно распознать патологический механизм, который уже запущен и набирает обороты.
Общие признаки заикания:
-употребление перед отдельными словами и слогами лишних букв (а, и )
- повторение первых слогов или целых слов в начале фразы
- вынужденные остановки в середине фразы или слова
- затруднения перед началом речи
- картавость, нечеткое произношение звуков.
При этом необходимо сделать электроэнцефалограмму головного мозга, по возможности обследовать глазное дно у окулиста, сделать рентгеновские снимки мозга. Эти обследования крайне необходимы, так как позволяют дифференцировать оба вида «поломок» психики.
Если результаты обследования в норме, то можно считать, что заикание – причина стресса, испуга, т.е. носит невротический характер. Если же есть изменения при обследовании (повышенное внутричерепное давление, повышенная возбудимость структур головного мозга, либо судорожная готовность, то данное заболевание требует серьезного и длительного лечения у специалистов (психотерапевтов,логопедов и т. д.)
Как определить, какой вид заикания имеется у вашего ребенка?
При поражении мозговых структур заикание начинается постепенно, с легких запинок на фоне слабо развитой речи. Часто мама отмечает, что ребенок начинал говорить достаточно четко и ясно, не зная о том, что речь ребенка еще неусложненная, достаточно простая. Фразы, которые произносит ребенок, укладываются в его дыхательный ритм: « пойдем гулять», «на, возьми» и т. д. Но к 4 – 5 годам, когда усложняется речь, начинаются запинки и остановки в речи, приводящие впоследствии к логоневрозу и стойкому формированию дефекта речи. Это порой направляет по ложному пути: родители своевременно не обращаются к врачу; идут к некомпетентным знахарям; начинают лечение травами, которые прямо противопоказаны в данный момент.
Уважаемые родители, посмотрите на своего ребенка внимательно. Разденьте его, поставьте перед собой. Обратите внимание на его голову – пропорциональна ли она туловищу, не большая ли она, не маленькая. Попросите закрыть глаза и встать по стойке «смирно». Понаблюдайте за ним – нет ли подергивания мышц каких-либо участков тела. Обратите внимание на то, как реагирует малыш на перемену погоды, не жалуется ли на головную боль, не утомляется ли. Спокойный ли у него сон: не кричит ли, не ходит во сне, не мочиться ли в постель ночью. Днем во время игры, как правило, у таких детей обращает на себя внимание излишняя подвижность, о таких детях говорят «шило». Ребенка становится трудно удержать. Иногда, переутомившись, он с трудом реагирует на замечания, в беседе перебивает взрослых, кричит (естественно, опуская варианты неправильного воспитания). Что же касается речевых расстройств ребенка по первому, невротическому, варианту, то, как правило, ребенок начинает заикаться после какой-то определенной причины, стресса. Такой ребенок спокоен, предпочитает больше молчать. Взрослея, начинает стыдиться своего недуга, испытывает страх при разговоре (логофобия). В данном случае достаточно назначить успокаивающие травы, обратиться к психотерапевту, создать спокойную обстановку в семье – «режим молчания». Но очень часто и этот вид речевых расстройств требует длительного лечения. Специальное медикаментозное лечения должен назначить врач, но и это не всегда является основным. При втором типе заикания, вызванном поражением мозговых структур мозга, требуется комплексное лечение с назначением медикаментозных и немедикаментозных методов. Самое главное в лечении этого недуга – это нормализовать питание головного мозга, научить ребенка правильному дыханию, снять страх, затормозить ускоренную речь.
Что могут сделать родители?
Научить ребенка диафрагмальному, а затем и полному дыханию, которое обеспечит плавность вдоха и выдоха, плавную работу диафрагмы и гортани. Осваивается диафрагмальное дыхание в положении лежа, согнув ноги в коленях. На вдохе живот идет вперед, слегка приподнимается грудь. Выдох – живот слегка подтягивается и затем опускается грудь. После выдоха следует кратковременная задержка дыхания. Хочется отметить, что у пациентов, как правило, снижена устойчивость организма к кислородной недостаточности. Как это проверить? Очень просто. Сосчитать пульс в течение одной минуты, затем на выдохе задержать дыхание. При этом можно зажать пальцами ноздри. Засеките время, разделите количество ударов пульса на время задержки дыхания. В норме считается коэффициент от 2 и меньше.
Приведем пример: количество ударов пульса 90 в мин., максимальное время задержки дыхания 35 сек. 90:35=2/коэффициент/. Вырабатывать ритмизацию речи – произносить слова по 10 – 15 мин. 2 – 3раза в день в ритме полного дыхания. Заставлять громко вслух читать тексты.
Разговаривать как можно меньше, короткими фразами. Перед тем, как что-либо сказать, надо научить ребенка как бы увидеть эту фразу написанной или предварительно произнесенной про себя.
Ограничить чтение книг и просмотр телевизионных программ, т.к. это возбуждает и переутомляет психику ребенка Стараться не баловать ребенка, испольняя все его прихоти, т.к. любая незначительная психотравма (отказ в чем-то желаемом) может привести к усилению или возникновению заикания,Не фиксировать внимание ребенка на его недуге, стараться переключать его. Использовать варианты аутогенной тренировки. Подбирать такие фразы, которые бы укрепляли его уверенность, придавали смелость в общении.Говорить с ребенком не торопясь, четко и плавно. Самим родителям следить за своей речью. Относиться к ребенку ровно и быть требовательным. Нормализовать обстановку в семье.
Обязательно лечение у специалистов, которые при необходимости могут назначить медикаментозные препараты.
Вячеслав Анатольевич Петров
Преседатель ОО «Свободная речь»
врач – психиатр, психотерапевт
Материал предоставлен журналом Здоровье.Счастье.Любовь.