Детский церебральный паралич (ДЦП) - это собирательный термин. Такое понятие объединяет в себе группу хронических непрогрессирующих органических заболеваний нервной системы детского возраста, возникших в результате повреждения нервной ткани в процессе ее индивидуального развития. Основное проявление ДЦП - неспособность к произвольным движениям и сохранять и поддержанию позы ребенком. Так определяют ДЦП врачи - неврологи. Для большинства же родителей ДЦП остается непонятным страшным приговором, неумолимым диагнозом.
Наука, а вместе с ней и практическая медицина, далеко продвинулась в понимании этой серьезной проблемы. В настоящее время четко отработаны методы профилактики появления ДЦП у детей, отработаны основные подходы к реабилитации и помощи таким пациентам. Давайте разбираться шаг за шагом.
Итак, ДЦП относится к группе органических повреждений нервной системы. Это значит, что в структурах головного или спинного мозга имеет четкий очаг, фокус, который мы можем увидеть, "потрогать". Именно эти погибшие клетки виноваты во всех бедах, они определяют, какие именно проявления будут у маленького пациента - параличи, гиперкинезы, низкий тонус, нарушения равновесия. Именно этот очаг может утяжелять течение ДЦП судорогами, задержкой интеллектуального развития и становления речи, гидроцефалией, нарушениями со стороны органов зрения, слуха.
ДЦП - это непрогрессирующее заболевание. И это один из поводов для оптимизма. Ведь хуже ситуация уже не станет. С каждым годом ребенку будет становиться все лучше и лучше. После тяжелого повреждения нервная ткань выбирается с потерями, но способность ее к восстановлению поистине уникальна, особенно в детском возрасте, особенно у недоношенных деток. В процессе восстановления созревают соседние с поврежденным участком отделы центральной нервной системы, они и берут на себя функцию погибших клеток. Только у детей погибший центр речи может переместиться в недоминантное полушарие, занять несвойственное ему в норме у взрослого место, и ребенок начнет говорить. Для взрослого же гибель центра речи - тяжелое и необратимое последствие, навсегда связанное с потерей навыка говорить. Именно на этих уникальных свойствах к репарации, восстановлению, регрессу неврологической симптоматики основана активное вмешательство врачей, интенсивные и регулярные курсы терапии, проводимые маленьким пациентам. Ведь пока головной мозг растет и созревает (у мальчиков это продолжается до 25 лет, у девочек - до 21 года) мы можем его подстегнуть (постимулировать), обучить, вынести на поверхность его скрытые резервы.
Однако не стоит забывать, что несмотря на непрогрессирующий характер, неврологическая ситуация может ухудшиться, это так называемое "ложное" прогрессирование. Вызвать его может несколько причин. Например, перенесенная тяжелая инфекция, не обязательно нервной системы - кишечная, осложненное течение ОРВИ, двухсторонняя пневмония. К такому видимому ухудшению может привести и травмы, неизбежные у детей с неполноценным двигательной сферой, судороги, возникающие у большого числа детей с ДЦП. Следует понимать, что неполноценный участок, очаг поврежденной ткани в нервной системе - это слабое место ребенка с ДЦП. Любая дополнительная нагрузка, будь то интоксикация при соматических или инфекционных заболеваниях, наркоз, резкая смена режима дня, прививки, повышенные требования окружающей среды могут привести к срыву по принципу "где тонко, там и рвется". Именно поэтому к пациентам с ДЦП особое пристальное внимание со стороны педиатров и иммунологов. Врачи-неврологи выделяют несколько форм детского церебрального паралича. В основе каждого названия лежит ведущая двигательная проблема: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, спастическая гемиплегия - это формы с нарушением произвольных движений, снижением силы в конечностях, (истинными параличами, откуда и взялось первоначальное название группы заболеваний); гиперкинестическая форма - лишние, вычурные, непроизвольные движения, которые мешают повседневной активности; атактическая форма - нарушение координации и равновесия; атонически-астатическая - нарушение способности поддерживать вертикальную позу, ходить, стоять, сидеть.
Закономерным течением заболевания становится задержка статико-моторного и психо-предречевого развития. Причин для них несколько. Во-первых, ребенок, который неполноценно двигается, получает мало информации об окружающем мире, его головной мозг обеднен информацией, мало получает стимулов для дальнейшего развития. Во-вторых, очаг повреждения может локализоваться в центрах коры, отвечающих за иннервацию мышц, которые реализуются в играх, формируют мелкую моторику, речь, чтение, письмо. В-третьих, у детей с ДЦП часто страдают органы слуха, зрения, что неизбежно сказывается на качестве познания мира, необходимого для развития коры головного мозга и дальнейшего развития ребенка.
Теперь о профилактике. Вы должны помнить самое главное - ДЦП из разряда заболеваний, которые не передаются по наследству, а, следовательно, развитие патологии можно профилактировать. Факторы риска ДЦП делятся на большие группы: связанные с соматическим и гинекологическим здоровьем мамы до беременности, во время беременности, патологическое течение родов, состояние адаптации новорожденного в первую неделю жизни. Таких факторов насчитывается больше 100. По комбинации их у каждой конкретной мамы гинекологи определяют ее в группу риска по рождению ребенка с тяжелой патологией: высокого, среднего и низкого риска. Даже если вы попали в группу высокого риска, не отчаивайтесь, к таким "особым" мамам акушеры-гинекологи относятся с особым тщательным вниманием. Ведь группа риска - это только риск, а не 100% уверенность и вероятность рождения больного малыша. Не пренебрегайте их рекомендациями, отнеситесь бережно к себе и будущему малышу, тщательно соблюдайте все рекомендации и риск останется
Ольга Львова